Когда диагноз не приговор


Инвалидность многим представляется чем-то вроде конца жизни. Просто представьте себе шок, который испытывает человек, который мог активно двигаться, работать, уделять время хобби, своей семье, волонтерским каким-то проектам, а потом вдруг раз и оказался запертым в 4-х стенах.
А теперь представьте, что речь идет о ребенке, в детстве которого вместо веселых игр со сверстниками – лишь дом и больница.
К счастью, в последнее время проблеме социальной изоляции детей-инвалидов уделяется самое пристальное внимание.
Особое детство, конечно, все еще отличается от детства обычных, здоровых детей, но уже не так сильно: детям с инвалидностью стали доступны обучение в обычных школах, занятия в обычных кружках и секциях.
Да и самому обществу это очень полезно: оно привыкает к тому, что в нем есть люди, постоянно нуждающиеся в защите.
В нашем центре работает клуб для родителей особых детей «Мы вместе».
Целью создания нашего клуба является поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства. На наших встречах и в Whatsapp мы обсуждаем сложные, проблемные ситуаций во всех аспектах жизнедеятельности семей. На одной из встреч мы говорили о сложностях получения образования детьми с различными нозологиями. С большим удовольствием хотим сегодня представить необыкновенную школу, о которой только самые положительные отклики у наших родителей.
Центр образования «Технологии обучения» — одно из лучших не только в Москве, но и по всей России учебных заведений. Она действительно инклюзивная (на сегодня реализует проекты по проведению уроков в 25-и больницах). Получать образование дети с ограниченными возможностями могут как в самих школах (а их несколько в Москве), так и в больницах (причем как дети с ограниченными возможностями, так и обычные дети, которые постоянно, увы, туда попадают), и в специальных центрах (как i-Школа).
Если раньше школы при больницах курировались Минздравом (попадая в лечебное заведение ученик, несмотря на проводимые занятия, обычно сильно отставал от учебной программы, да и программы нынче во многих школах разные совершенно), то теперь занятия ведут не просто профессиональные педагоги, но те, кто прошел специальную подготовку. Остается проблема с оборудованием для учебного процесса (причем речь идет больше о классах для занятий). Не во всех больницах есть специально отведенные классы, приходится приспосабливать место в палатах, игровых комнатах или коридоре. В Научно-практическом Центре детской психоневрологии был отдельно отведенный этаж под школу, но его переоборудовали под дневной стационар, и теперь дети занимаются в коридорах по 1-3 человека. Но в остальном ученикам школьная программа дается в должном объеме.
За каждую, пройденную тему ставится оценка, которая фиксируется, а при выписке ребенок получает справку об успеваемости.
Занятия ведутся на самом современном оборудовании (планшеты, ноутбуки) на платформе Apple, это обусловлено возможностями использования специализированного оборудования и безопасности. Такой выбор был сделан Центром образования «Технологии обучения» при создании школы в 2003 году.
Но больницы — это временно, в остальное время ребенок учится в школе, и для обучения в i-Школу могут попасть все желающие дети, имеющие справку об инвалидности, которые, в силу тех или иных причин, не могут обучаться в обычных школах. Пишется заявление, комиссия рассматривает и определяет программу и форму обучения, по которой ребенок учится — дистанционная и очно-дистанционная.
В первом случае на уроке присутствуют 1-10 человек, что обеспечивает индивидуальный подход. Если нужно специальное оборудование (например, доска Брайля, специальная клавиатура, кресла), все специально заказывается.
При дистанционном обучении — общение с преподавателем проходит по скайпу.
Иногда проводят совместные уроки – один ребенок находится в классе, а второй дома, и преподаватель ведет занятие, вовлекая их в обсуждение темы.
Для психологической разгрузки есть сенсорная комната.
Общешкольная программа соблюдается и в i-Школе, никаких ограничений: уроки проводятся абсолютно все, даже рисование и музыка.
Очень важный момент, которому уделяют максимум внимания — это участие в общественной жизни — в экскурсиях, поездках, театральных выступлениях, фестивалях и других мероприятиях. Несмотря на какие-то особенности развития, ребенок может и должен быть полноправным членом общества.
Если Вы заинтересовались, то адрес школы Адрес: 121151 Москва, Резервный проезд, дом 10 Станция метро: Студенческая;
Секретарь: Юлия Серова +7(495)232-30-07 Адрес электронной почты: cotg@edu.mos.ru

Автор: Гурова Елена Владимировна, ведущий психолог