Адаптация к детскому саду


Адаптация к детскому саду — вопрос серьезный и требующий внимания как специалистов в самом детском саду, так и родителей малыша.
Первый вопрос, которым задаются родители: «В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад?».
Классический вариант — после 3 лет. Однако в 3 года у ребенка наступает первый возрастной кризис, и это может усложнить адаптацию.
Сейчас в детских садах создаются ясельные группы, которые принимают детишек с 1,5 лет. И есть родители, которым необходимы эти ясельные группы. Однако многим кажется этот возраст слишком ранним для социализации. Ведь цель и предназначение детского сада — социализация ребенка в обществе, а не создание удобства для работающих родителей.
Одним из параметров «полезности» является скорость и качество адаптации ребенка к детскому саду. И мы (взрослые) всячески помогаем ребенку адаптироваться к незнакомой обстановке и новым ощущениям.
Когда становится понятно, что ребенок адаптировался к детскому саду? Когда ребенок спокойно, без слез воспринимает образ жизни в детском саду, когда он с удовольствием рассказывает, что было хорошего в садике. Но до этого этапа многие проливают море слез и переживают массу стрессов — многие родители и дети.
Чем может помочь родитель? Прежде всего определить свои установки, которые мешают адаптации вашего ребенка.
1. Детский сад — это страшное место, где могут обидеть моего ребенка. Эту установку важно поменять на новую: детский сад — это важное место, где мой ребенок впервые будет учиться жить самостоятельно.
2. Мой ребенок — слабый, и его может обидеть любой. Новая установка: мой ребенок — обычный, как и все. Он может дать сдачи, если его обидят. А если он не умеет, то научится как раз в детском саду.
3. Детский сад — это рассадник заразы. Новая установка: детский сад — это лишь другое место с другими микробами. Нужно время, чтобы эти микробы стали привычными для моего ребенка.
4. Я — лучший человек, с которым моему ребенку будет всегда лучше всего. Новая установка: я всего лишь родитель, моему ребенку придется когда-либо войти в МИР и познакомиться с ним, потом наступит время мира без меня, и сейчас есть возможность мне самому познакомить его с миром.
5. Никто не сможет меня заменить в воспитании моего ребенка. Новая установка: никто не должен меня заменять в воспитании моего ребенка, важно, чтобы он видел и мог жить в разнообразии людей, общаясь с ними.
Эти и другие установки могут мешать адаптации ребенка, влияя на его восприятие детского сада. Ведь он повторяет (считывает) ваше состояние.
Еще один важный фактор, влияющий на адаптацию ребенка к детскому саду — вопросы, которые задают родители своему чаду по возвращении с детского сада.
• «Кто-нибудь тебя обижал в садике?». Этот вопрос не оставляет выбора, особенно если он задан тревожным тоном. Ребенок, конечно, ответит «Да» …и начнет делать акцент в детском саду на свои обиды. Начнет «собирать обидки». Лучше задать вопрос «А с кем ты сегодня играл в садике?». Он направляет мысль и память ребенка на поиск положительного контакта в будущем.
• «Ты ел в садике?». Этот вопрос, заданный в тревожном тоне, вызывает у ребенка реакцию жертвы, и ребенок зачастую говорит «нет» и плачет или делает соответствующее страдающее лицо. И вызывает жалость, что укрепляется как модель жертвы в жизни. Лучше задать вопрос «Что вкусненького ты кушал в садке?». Тогда ребенок и в будущем будет замечать положительные и вкусные моменты жизни.
• «Ты сегодня плакал?». Это явный вопрос про ответ «да». Лучше спросить: «Что было радостного сегодня?». Это направит мысли и чувства ребенка на позитив дня.
• «Ты скучал по мне?». Это тоже вопрос про ответ «да». Ребенку и в голову не придет ответить «нет». Но на самом деле он мог и не вспомнить про родителя в детском саду. Лучше задать вопрос «Ты счастлив, что мы вместе?» или, наоборот, высказать свое чувство «Я так счастлива, что ты есть!».
Если ребенок плачет и не хочет в детский сад, то можно его посадить за стол, как взрослого, и рассказать ему свою историю трудной адаптации — не обязательно к детскому саду, но к чему-либо новому. Расскажите ему, что вам помогало в момент трудностей и отчаяния. Где вы брали силы. Ребенок все почувствует, как надо. Вряд ли поймет, но почувствует и возьмет для себя этот тон оптимизма и силы.

Для того, чтобы ребенок полюбил детский сад, важно родителям самим полюбить детский сад.

Автор: психолог отделения социальной диагностики, Филина Юлия Николаевна.