Как научить детей учиться на своих ошибках и выходить из неприятных ситуаций

5 важных вопросов

Взрослые и дети – все мы делаем ошибки. Это обязательная часть процесса социализации.

Свои ошибки и промахи мы обычно распознаем по неприятному чувству вины, стыда, страха или сожаления.

У психологов есть такой термин – жизнестойкость. Этот термин описывает свойство человека быстро восстанавливаться после трудных ситуаций. А еще это свойство можно развивать. Первые маленькие ошибки ребенка дают возможность для развития жизнестойкости.

Есть несколько простых правил, которых стоит придерживаться, если Вы решили обстоятельно поговорить с ребенком о неприятной ситуации. К таким правилам относятся;

— отделять факты от переживаний

— понимать как будете обсуждать

— понимать, что разбирая ситуацию даете детям инструмент, которым он будет пользоваться в своей жизни, пытаясь выбраться из неприятных ситуаций.

Итак, пять вопросов, которые стоит задать детям, если Вы говорите с ними об актуальной неприятности

Вопрос 1. “Что произошло?”

Необходимо собрать все факты о ситуации на этом шаге, чтобы иметь возможность помочь ребенку преодолеть неприятность. Мы не сможем помочь, если не знаем, что случилось.

Фактыэто не чувства. Помогая ребенку различать событие и чувства, которое оно вызывает, Вы делаете огромный вклад в развитие его жизнестойкости как сейчас, так и в будущем.

Вопрос  2: “Как ты себя чувствуешь?”

После того, как все факты, которые мог рассказать Вам ребенок, известны, наступает время узнать, что твориться в его сердце.

Эмоции, будь они хорошие или плохие, являются неотъемлемой частью человеческого опыта. Стыд, страх и злость – наиболее естественные переживания, которыми мы отвечаем на неприятные ситуации, но некоторые дети опасаются признаться в этих чувствах.

Совсем маленьким детям сложно распознать свои чувства, поэтому это еще и очень важный обучающий момент.

Вопрос 3: “Чему это тебя научило?”

Этот вопрос позволяет немножко дистанцироваться от той эмоциональной нагрузки, которую испытывает ребенок в неприятной ситуации. Смотреть на ситуацию объективно не возможно, если Вас переполняют чувства.

Когда Вы спрашиваете чему научился ребенок, будьте готовы к тому, что у него нет готового ответа. Иногда детям нужно довольно много времени, пока они смогут увидеть, как можно было бы поступить иначе и чему они научились благодаря своей ошибке

Вопрос 4: “Что бы ты сделал иначе в следующий раз?”

Это время для создания альтернативного плана действий совместно с ребенком. Каждый из нас испытывал на себе, что после неприятностей чаще их хочется быстрее забыть, чем принимать на себя ответственность. Обсуждение плана возможных действий в подобных ситуациях может быть очень полезен ребенку в следующий раз.

Вопрос 5: “И как ты чувствуешь себя теперь?”

Теперь – это когда собраны все факты, обсуждены переживания, извлечены уроки и разработан план на будущее. Теперь самое время напомнить ребенку, что солнце завтра снова взойдет и все будет хорошо.

Конечно, эти  5 вопросов не обеспечивают 100% успеха, что все наладится. Но они помогают чувствовать себя лучше и ребенку и родителю, и немножечко сильнее, чем до этого.
Автор: ведущий психолог, Гурова Елена Валерьевна.